Ювелирное искусство
Тиары
Тиары являлись, пожалуй, самым типичным украшением начала XX века. Будучи необходимы для официальных приемов и пышных торжеств, они пользовались постоянным спросом у представителей высших слоев общества, для которых служили символом роскоши, процветания и стиля.
В первые годы XX века бриллиантовые тиары выполнялись, в основном, в форме крыльев, также они состояли из пяти - семи мотивов в форме звезды или кластера-цветка, либо повторяли ланцетовидный дизайн русской императорской тиары конца XIX века (ил. 276 и 280).
Среди новинок наибольшей популярностью пользовалась тиара в форме меандра, то есть ленты из геометрических элементов в греческом стиле. Стилизованные листья лавра и аканта служили декоративным мотивом для строгих тиар в виде бандо.
Тиары с растительными мотивами по-прежнему пользовались спросом; в стиле гирлянды изготавливались тиары петельчатой и фестончатой форм с подвесками из жемчуга, подвижными элементами и панделоками, одновременно изящными и эффектными (ил. 434, 436 и 438).
В 1910 году в Париже тиары вышли из моды. Вскоре после этого от них отказались и в Нью-Йорке, а вот в Лондоне, с его неизменно строгими правилами придворного этикета, тиары по-прежнему изготавливались и надевались.
На место тиар пришли бандо: украшения в форме простой ленты, которые нужно было носить непосредственно надо лбом, - они лучше тиар подходили к простым прямым линиям новых туалетов, кроме того, они проще крепились - с помощью ленточки, завязывающейся на затылке (ил. 437). Мотивы для таких украшений ювелиры черпали в стиле гирлянды. Поль Пуаре предлагал модницам надевать бандо с отстегивающимся вертикальным элементом по центру, обычно это была крупная каплевидная жемчужина или драгоценный камень огранки «груша».
Менее строгие бандо представляли собой полоски тюля или кружева, по цвету подходящие к наряду, с бриллиантовым зажимом или пряжкой.
Плюмажи, уже входившие в моду в 1890-х годах, стали обязательными спутниками туалетов, сшитых у братьев Ворт или у Пуаре. До 1910 года самым распространенным мотивом для плюмажей были растительные элементы: листья, цветы и пшеничные колосья. Однако гастроли Русского балета предоставили ювелирам новый источник вдохновения; теперь на плюмажах появились персидские листья, китайские гонги, цветки лотоса, папирусы и индийские сарпеши - традиционные орнаменты тюрбанов - из драгоценных камней в сочетании с перьями редких экзотических птиц.
Плюмажи из перьев белой цапли, скрепленных бриллиантовым мотивом крыльев, впервые появившиеся в 1890-х, в 1910 году достигли пика популярности.
Постепенно выходил из моды обычай носить броши в волосах, однако броши-полумесяцы, прикрепленные к шпилькам, носились вплоть до начала Первой мировой войны, часто в сочетании с перьями.
434. Бриллиантовая тиара работы Картье. 1911. Выразительный образец стиля гирлянды.
435. Бриллиантовое ожерелье-тиара. Ок. 1900-1905. Обратите внимание на дорожку из листьев в основании изделия и изящные банты.
436. Бриллиантовое украшение для волос, полностью платиновая оправа. Германия. Ок. 1910. К 1910 г. платина использовалась в изделиях с бриллиантами чаще, чем золото и серебро.
437. Бриллиантовое бандо-браслет в форме кружева. Ок. 1910. К этому времени бандо стали наиболее модной альтернативой тиары, поскольку их удобнее носить и можно использовать также в качестве браслетов, «ошейников», брошей и т.д.
438. Бриллиантовая тиара. Ок. 1900-1905.
← Назад | Оглавление | Вперед →
|