Ювелирное искусство

Броши

Броши конца XIX века были меньше по размеру и тоньше по дизайну, чем в предшествующие десятилетия, их носили помногу одновременно, на вороте или на кружевных и тюлевых шарфах, которыми оборачивали шею. По стилю и форме они могли не совпадать, главное, чтобы количество было достаточным. Более изысканные с художественной точки зрения, чем ранее, броши-звезды состояли теперь из шести, восьми, двенадцати или даже шестнадцати лучей, между которыми могли быть закреплены на проволоке отдельные камни. Самыми популярными были бриллиантовые звезды, однако успешно продавались и менее дорогостоящие изделия с жемчугом, опалами и лунным камнем (ил. 310-313). Броши-полумесяцы могли состоять из одного, двух или трех рядов камней, градуированных по размеру от центра, обычно из бриллиантов в сочетании с рубинами или сапфирами. Пользовались успехом и полумесяцы из опалов, жемчужин и лунного камня. Встречались и броши-полумесяцы, украшенные небольшой птичкой, трилистником или пчелкой (их дарили как напоминание о медовом месяце). Некоторые полумесяцы компактного дизайна в центре мог украшать мотив звезды (ил. 314-317 и 319). Модными считались броши-солнца, полностью усыпанные бриллиантами (ил. 308 и 309), и броши с анютиными глазками, лепестки которых могли быть из самоцветов или из бархата в обрамлении мелких бриллиантов.


310. Брошь-звезда с половинками жемчужин и бриллиантами. Ок. 1880.

312. Брошь-цветок с бриллиантами. Ок. 1880. До нашего времени сохранилось много подобных экземпляров.

515. Брошъ-звезда с бриллиантами. О к . 1880-1890. Обратите внимание на то, что бриллианты закреплены на проволоке между лучами звезды.

314. Брошь-полумесяц с бриллиантами с нехарактерным завитком-волной. Ок. 1880-1890.

315. Две бриллиантовые броши-полумесяца. Ок. 1880-1890. Более изысканный образец изготовлен позднее.

316. Брошь-перекладина с жемчугом, сапфирами и бриллиантами. Ок. 1900. Цветные камни в относительно недорогих брошах, подобных этой, часто оказываются дублетами.

317. Брошь-полумесяц с опалами и бриллиантами. Ок. 1890-1900.

318. Брошь с «кошачьим глазом» из кварца и бриллиантами в форме жука. Поел. четв. XIX в. Мода на броши с изображениями насекомых охватила даже не самых привлекательных представителей мира энтомологии.

332. Выразительная золотая брошь в форме насекомого с раскрытыми крыльями. Ок. 1900.

333. Брошь-насекомое из золота с бриллиантами огранки «роза». Ок. 1900. Один из вариантов популярного дизайна.

334. Современная брошь-пчелка из золота с изумрудами и бриллиантами. Бриллианты восьмигранной, или швейцарской, огранки, не существовавшей в XIX в.

338. Подвеска с опалом и бриллиантами. Ок. 1890-1900. Опалы в форме сердечек были очень распространены в ювелирных изделиях конца XIX в.

339. Брошь с цитрином, аметистом и бриллиантами в форме пары сердечек, увенчанных бантом. Ок. 1880-1890. Несмотря на то, что впервые этот мотив был использован сотней лет раньше, он стал одним из самых популярных в конце XIX в.

348. Современная бриллиантовая брошь-цветок. Бриллианты огранки «багет» на стебле не могли быть огранены в XIX в. На снимке оборотной стороны изделия заметно низкое качество оправы; в XIX в. это было бы невозможным для изделий с бриллиантами такого размера, так как в то время стоимость работы была низкой.

Огромной популярностью в 1890-х годах пользовались броши в форме бабочек, стрекоз, пауков, пчел и мух с бриллиантами и цветными драгоценными камнями (ил. 318, 320-322 и 324-335). Ласточки с эмалью и бриллиантами, бриллиантовые скрипки, кадуцеи, якоря и стрелы, лягушки и ящерицы с бриллиантами, опалами и демантоидными гранатами - вот краткий список прочих модных мотивов для брошей (ил. 336, 337, 362, 363, 373 и 374).

Насекомые как нельзя лучше подходили для чудесных брошей в стиле ар нуво: с крылышками из оконной эмали и бриллиантовыми тельцами.

Броши-перекладины впервые появились в 1890-х годах и сразу снискали громкий успех. Состояли они из горизонтальной золотой перекладины с декоративным мотивом по центру и зачастую с двумя небольшими камнями по краям. В самом простом варианте такая брошь украшалась всего лишь одним бриллиантом, однако ее форма позволяла ювелирам не сдерживать фантазию и воображение, поэтому на перекладинах стали появляться полумесяцы и звезды, листья и цветы, фазаны и петухи, ласточки и мухи, трилистники и клевер (ил. 316, 360 и 367).

Броши с обыденными сюжетами могли изображать кроликов, грызущих морковку или репу, цыплят, появляющихся из бриллиантовых или эмалевых «скорлупок», летучих мышей, расправляющих крылья, котят, играющих с клубком; встречались также и броши в виде лир, крылатых херувимов, собак, зайцев, сов или с изображениями «лунных человечков», вырезанных на лунном камне (ил. 354, 355, 364 и 368-372).


325. Необычная брошь-бабочка с опалом, розовыми сапфирами и бриллиантами. Ок. 1900. Скорее всего, создавалась в качестве образца использования австралийских опалов, только появлявшихся на рынке.

326. Бриллиантовая брошь в форме бабочки-парусника. Ок. 1890. Еще один образец отличного качества.

327. Брошь-стрекоза с аметистами и бриллиантами огранки «роза». Ок. 1900. Крылышки прикреплены на пружинках «с дрожью».

328. Брошь-пчелка с сапфирами и бриллиантами. Ок. 1880.

329. Брошь-бабочка из золота с самоцветами. Ок. 1900. Такие броши изготавливались в больших количествах и стоили относительно недорого.

330. Редкая брошь из золота с рубинами и бриллиантами работы Бушерона. Ок. 1894. Нежные реалистичные бороздки на крыльях бабочки выполнены лучшим резчиком Дома «Бушерон» К.Бординиксом, положившим в 1880-х начало моде на бриллианты с резьбой и гравировкой. Техника требовала высочайшего мастерства, поскольку бриллианты - это самый твердый природный материал, известный человеку.

331. Отличная бриллиантовая брошь-стрекоза работы «Тиффани и К°». Ок. 1900. Обратите внимание на тельце из звеньев. Именно стилю ар нуво стрекозы обязаны своей популярностью.

335. Брошь-подвеска - украшение для волос с демантоидными гранатами и бриллиантами. Мы видели семь экземпляров такой броши, каждый в характерном футляре с рисунком паутины. Демантоидные гранаты весом более карата ценятся достаточно высоко. Вес камня на брюшке паука приближается к 1,5 карата.

340. Бриллиантовая брошь-подвеска. Ок. 1880-1890. Броши и подвески в форме сердечек были обычно полностью усыпаны бриллиантами. При покупке подобных изделий необходимо обращать внимание на то, чтобы камни были современны оправе - это можно определить по огранке.

341. Бриллиантовая брошь в форме нарцисса, головка цветка смонтирована «с дрожью». Ок. 1880-1890.

343. Золотая брошь с эмалью и бриллиантами работы «Тиф-фани и К°». Ок. 1900. Реалистически изображенное соцветие сирени типично для изделий конца XIX в. с натуралистическими мотивами. Дом «Тиффани» специализировался на подобных «ботанических» украшениях; восхищение снискала великолепная коллекция из 25 брошей-орхидей с эмалью этого производителя, выставленная в Париже на Всемирной выставке в 1889 г.

344. Золотая брошь-орхидея с эмалью и бриллиантами работы «Дюваль и Ле Тюрк». Ок. 1889. Парижская мастерская Жюльена Дюваля и Жоржа Ле Тюрка, прославившихся также как медальеры, производила серии восхитительных украшений в форме орхидей и бабочек, ставших центром их коллекции, выставленной на Всемирной выставке в Париже в 1889 г. На этой же выставке не менее впечатляющую коллекцию изделий-орхидей выставил Дом «Тиффани».

345. Бриллиантовая брошь-букет. Ок. 1880. Франция. Свободный узел-бант, закрепляющий цветы, и натуралистический дизайн характерны для французской школы.

346. Современная бриллиантовая брошь-розетка. Цанговые крепления и камни современной огранки позволяют установить дату изготовления. Брошь выполнена из белого золота, что не было свойственно подобным изделиям в конце XIX века.

347. Бриллиантовая брошь-розетка с черным жемчугом. Ок. 1880.

353. Брошь-жардиньерка с аметистом и бриллиантами. Ок. 1890-1900.

357. Золотая брошь с самоцветами и мотивами подковы. Ок. 1890-1900.

359. Золотая брошь в форме маски лисы. Ок. 1890. Популярность охотничьих и наездничьих украшений быстро перенеслась из Франции в Англию.

360. Брошь-перекладина из 9-ка-ратного золота с мелким жемчугом. Ок. 1890.

361. Золотая брошь-велосипед с бриллиантами. Ок. 1900.

362. Брошь-якорь с бриллиантами. Ок. 1880-1890. Якорь - общепринятый символ надежды.

363. Брошь-лягушка с демантоидными гранатами и бриллиантами Ок. 1890-1900.

364. Золотая брошь с резным лабрадоритом в форме летучей мыши. Ок. 1900. Лабрадорит в это время переживал короткий период популярности, особенно в камеях.

365. Брошь-яхта с эмалью и бриллиантами. Ок. 1900. Спортивные броши, подобные этой, были очень популярны с начала 1880-х гг.

368. Брошь-страус с резным халцедоном и бриллиантами огранки «роза». Ок. 1890-1900.

369. Брошь-кролик с изумрудами и бриллиантами огранки «роза». Ок. 1900.

370. Брошь-сова с карбункулом и бриллиантами. Конец XIX в.

378. Замечательная камея из черного опала, смонтированная как подвеска, работы Вильгельма Шмидта. Ок. 1890. Черные опалы впервые были обнаружены в Австралии, в Квинсленде в 1872 г. (и по-прежнему добываются только там); потребовалось несколько лет, чтобы первые образцы этого камня появились в изделиях европейских ювелиров.

379. Брошь с блистерной жемчужиной и бриллиантами. Ок. 1900. Подвески сложного крепления с верхней частью в форме банта характерны для этого периода.

380. Золотая брошь с эмалью, жемчугом и бриллиантами работы Рене Лалика. Ок. 1895. Интересно сочетание средневекового фриза и оправы в стиле ар нуво.

381. Золотая брошь с бриллиантами, в виде круглой пластины с чеканным профилем Жанны д'Арк, возможно, работы Эдмонда Бекке-ра. Ок. 1900. Франция. Медальоны в стиле ар нуво, подобные этому, производились вплоть до начала Первой мировой войны.

382. Брошь с опалом и бриллиантами. Ок. 1890-1900. Асимметричный натуралистический дизайн оправы свидетельствует о том, что ювелир был осведомлен о стиле ар нуво и пытался внести новаторские мотивы в это достаточно строгое изделие.

383. Золотая брошь с жемчугом и бриллиантами. Ок. 1890.

384. Брошь-подвеска с бирюзой и бриллиантами. Ок. 1900.

Спортивные броши по дизайну мало отличались от тех, что впервые появились в 1860-х годах: подковы, клюшки для гольфа, удочки, горны, жокейские шапочки. Правда, к концу XIX века ассортимент спортивных украшений расширился и теперь включал в себя мотивы, заимствованные из самых разных спортивных игр, и фигурки собак, реалистично выполненные из полихромной эмали с бриллиантами (ил. 357, 359, 360 и 366). Идеальным мотивом оставалась подкова, вызывавшая симпатию и у дам, не особенно увлекавшихся спортом, благодаря своей простой и узнаваемой форме. В 1890-х годах подковы на брошах состояли, как правило, из двух рядов бриллиантов. причем в одном рядг камни были крупнее, либо из одного ряда бриллиантов и одного - рубинов или сапфиров. Изумруды использовались крайне редко. По-прежнему модными были броши с мотивами перьев (ил. 351).

Создавались и более традиционные украшения для корсажа в духе ХУШ века: жирандоли и картуши. усыпанные бриллиантами (ил. 375 и 376), с ними было принято прикалывать еще и брошь на плечо, в форме перевитых лент или бантов.

Постепенно в дизайне брошей появлялись мотивы розеток и сердечек (ил. 338-340 и 347). Ламы, не гнавшиеся за модой, продолжали носить бриллиантовые броши-ветви «с дрожью» (ил. 341, 342, 345 и 350).

Благодаря своему многоцелевому предназначению броши часто становились предметом вдохновения для ювелиров, работавших в стиле ар нуво, воплощавших свои смелые идеи в натуралистическом духе (ил. 380-387).

308. Бриллиантовая брошь-подвеска в форме солнца с лучами. Ок. 1880. Зачастую центральный кластер подобных украшений отстегивался, прикреплялся к ободку и использовался в качестве кольца.

309. Брошь с жемчугом и бриллиантами в форме садящегося солнца. Ок. 1880-1890. Речные жемчужины из шотландских рек, в особенности из Тая, переживали в это время короткий период популярности.

311. Брошь-подвеска в форме звезды работы «Блэк, Старр и Фрост». Ок. 1880. Это впечатляющее изделие выглядит достаточно тяжеловесным из-за больших размеров и обилия отлично подобранных и градуированных по размеру бриллиантов. История фирмы «Блэк, Старр и Фрост», одной из самых уважаемых американских ювелирных фирм, прослеживается до начала XXв. К середине XIX в. фирма стала одной из крупнейших в ювелирном бизнесе уровня «Тиффани и К°», а производила она в основном бриллиантовые украшения в европейском стиле.

319. Две броши-полумесяца с различными камнями. Обе ок. 1900. Мотив полумесяца был столь популярен, что воплощался в изделиях любой цены.

320. Брошь и серьги-гвоздики в форме пчелок из «тигрового глаза» и бриллиантов.

321. Брошь из раковин с опалом, кварцевым «кошачьим глазом», жемчугом и бриллиантами. Поел. четв. XIX в.

322. Изящная брошь-бабочка с рубинами и бриллиантами. Ок. 1880-1900. В этом изделии ювелир использовал камни высокого качества.

323. Брошь с миссисипским жемчугом и бриллиантами работы «Маркус и К°». Летом 1889 г. большое количество красивого жемчуга было обнаружено в реке Пекатоника, впадающей в Миссисипи, и сразу начались поиски в соседних реках. Необычная форма таких жемчужин подсказала ювелирам множество идей, в частности эту, характерную для стиля ар нуво. Броши-хризантемы подобного дизайна изготавливались также фирмой «Тиффани и К°».

324. Брошь-пчелка с деман-тоидными гранатами и бриллиантами. Ок. 1890. Демантоидные гранаты, относительно недавно появившиеся на рынке, были особенно популярны в изделиях с изображениями животных. Застежка броши была позднее переделана.

336. Брошь с опалом, демантоидными гранатами и бриллиантами в форме ящерицы. Ок. 1900. Еще один популярный мотив, реализованный в самых различных материалах.

337. Брошь-ящерица с демантоидными гранатами и бриллиантами Ок. 1900. Недорогая версия предыдущего экземпляра.

342. Восхитительная брошь-цветок с рубинами и бриллиантами в форме орхидеи. Ок. 1880-1890. Португалия. Орхидеи были особенно популярны в Европе того периода. Все лепестки и листья прикреплены на пружинках «с дрожью».

349. Брошь с рубинами и бриллиантами в форме веточки остролиста. Ок. 1890-1900.

350. Бриллиантовая брошь-ветвь. Ок. 1880. Англия. Цветы прикреплены «с дрожью».

351. Брошь с изумрудом, рубинами и бриллиантами в форме павлиньего пера. Ок. 1880.

352. Бриллиантовая брошь-шпага. Ок. 1880-1890.

355. Брошь с бриллиантами и лунным камнем с изображениями «селенитов». Ок. 1890.

354. Золотая брошь с жанровой сценкой. Кон. XIX в.

356. Бриллиантовая брошь-перекладина. Ок. 1900. Броши с именами были особенно поулярны в начале века (ил. 366)

358. Золотая брошь с мелким жемчугом. Кон. XIX в.

366. Коллекция серебряных штампованных брошей конца XIX в. На большинстве клеймо из Бирмингема. Обратите внимание на упоминание имен, мотивы подков и сердечек и популярный девиз «Mizpah».

367. Коллекция недорогих золотых и самоцветных брошей конца XIX в. Обратите внимание на использование мотивов птичек и бабочек, сердечек, бантов, звезд, полумесяцев и различных эллиптических форм.

373. Брошь-скрипка из золота с бриллиантами. Ок. 1890. Еще один пример украшений с бытовым мотивом.

371. Миниатюрная бриллиантовая брошь с изображением терьера. Ок. 1900.

372. Очаровательная брошь-поросенок с бриллиантами. Ок. 1900. Во многих европейских странах принято считать, что поросенок приносит удачу.

. Типичная для конца XIX в. брошь с бриллиантами и эмалью в форме ласточки. Ласточки особенно широко использовались в изделиях стиля ар нуво.

375. Бриллиантовая брошь-украшение для корсажа. Ок. 1890. Цепочки из бриллиантов и использование проволоки характерны для торжественных вечерних украшений того периода.

376. Украшение для корсажа с жемчугом и бриллиантами. Ок. 1900. Дизайн напоминает французскую мебельную традицию использования позолоты, распространенную в конце XVIII в. Часто такие украшения снабжались креплениями, позволявшими носить их в качестве центрального звена на «ошейниках» или использовать как пряжки. Этот экземпляр изготовлен по старинке из золота и серебра, современное же украшение такого рода было бы наверняка платиновым.

377. Брошь с жемчугом, бриллиантами, розовым сапфиром и цирконами работы Карло Джулиано. Ок. 1890.

385. Брошь с оливинами, бриллиантами и эмалью работы «Маркус и К°». Ок. 1900. Эта фирма размещалась в Нью-Йорке, где владела магазином на Бродвее, 857, и специализировалась на роскошных изделиях с прозрачной эмалью в стиле ар нуво.

386. Брошь из золота с опалом и эмалью работы Тиффани. Ок. 1900. Влияние ар нуво сказывалось не только в Европе, но и в Америке (Дома «Тиффани и К°» и «Маркус и К°»).

387. Брошь-подвеска с оконной эмалью, сапфирами и бриллиантами работы Луиса Масриеры. Расположенная в Барселоне фамильная ювелирная фирма «Масриера», которой руководили Луис (1872-1958) и его брат, специализировалась на украшениях в стиле ар нуво.

388. Современная брошь-бабочка с сапфирами и бриллиантами, крылья смонтированы «с дрожью». Несмотря на дизайн, типичный для XIX в., «калиброванные» сапфиры, алмазы бриллиантовой огранки и оправа из белого и желтого золота позволяют однозначно утверждать, что это современная копия.

389. Коллекция окрашенных инталий из горного хрусталя работы Эрнеста и Мариуса Прадье, датирующихся приблизительно концом XIX в.

← Назад  |  Оглавление  |  Вперед →

 
 
Реклама:


Продвижение сайта ©Оптима
© 2003-2017 Gems.su. Все права защищены.