Ювелирное искусство

Браслеты

Браслеты были самым распространенным украшением романтического периода, их в больших количествах надевали на каждую руку, как парньге, так и одиночные. Днем они украшали запястья, вечером - перчатки или обнаженную руку между перчаткой и локтем. В 1840-х годах можно было не надевать никаких других украшений, кроме браслетов.

Типичный для того времени браслет представлял собой змею, обвивающую руку. Недорогие образцы изготавливались из золотых чешуеобразных звеньев, иногда с бирюзой, с застежкой в форме змеиной головки с эмалью или самоцветами. Дорогостоящие же состояли из шарнирных сегментов с эмалью, они могли растягиваться и не нуждались в застежке. Головка и звенья тела могли быть усыпаны бриллиантами, изредка - венгерскими опалами, глаза же практически всегда делались из рубиновых или гранатовых кабошонов. Некоторые экземпляры были полностью покрыты бирюзой (ил. 138-142).

Между 1840-ми и 1860-ми годами во множестве распространились браслеты из бархатных или шелковых ленточек, кружев, бусин, волосяного плетения или золотых нитей с орнаментальной застежкой. Для застежек использовались миниатюры или камеи в золотых оправах с жемчугом или бриллиантами, встречаются и застежки из крупного камня в обрамлении растительных узоров или завитков, а также простые золотые пряжки.

Нередки были и браслеты сентиментального назначения, состоящие из портретных миниатюр (ил. 133).

В начале 1840-х годов появились растягивающиеся браслеты. В самом простом варианте они состояли из золотых звеньев, соединенных эластичной лентой, продетой через специальные отверстия; более сложные модели составлялись из золотых звеньев с шарнирами (ил. 141). Такие браслеты сразу стали популярными, поскольку их можно было надевать на запястье любого размера или на руку в любой точке.

Еще одна типичная разновидность браслета, сохранявшая свою популярность в течение некоторого времени, называлась «жаретьер» («подвязка»): такой браслет состоял из золотой ленточки, застегнутой крупной пряжкой или зажимом с эмалью или самоцветами (ил. 131). Свободный конец ленты часто заканчивался подобием бахромы из золота с самоцветами.

129. Золотой браслет с синей эмалью и бриллиантами. Ок. 1855. Центральный элемент отстегивается и может быть использован в качестве броши. Очертания цветка, похожие на звезду, предвосхищают характерные мотивы 1860-х годов.

130. Название «жаретьер» (подвязка) использовалось для браслетов в форме ленты с пряжкой. Такой тип браслетов был популярен в середине XIX в., однако экземпляры, щедро украшенные бриллиантами, подобно этому, встречались достаточно редко либо впоследствии подвергались переделке.

131. Браслет-жаретьер из золота с синей эмалью, рубинами и бриллиантами. Ок. 1855. Растительные узоры на его звеньях напоминают те, что можно видеть на традиционных эмалевых украшениях из Шахпура (Индия), и, возможно, были скопированы с подобных изделий, ввезенных в Британию во времена ее владычества над Индией.

132. Золотой браслет с жемчугом и полихромной эмалью в форме плодоносящей виноградной лозы. Ок. 1850-1855. Несмотря на то, что этот образец английского производства, подобные браслеты с растительными мотивами впервые появились во Франции в середине XIX в. Это особенно изысканный экземпляр, сохранившийся в хорошем состоянии; эмаль на браслетах часто повреждалась во время носки.

133. Золотой браслет с портретными миниатюрами, на обороте расположены отделения для волос с глазурованным покрытием. Ок. 1850. До появления фотографии миниатюры, подобные этим, были единственным способом запечатлеть памятные места и лица.

134. Золотой браслет с эмалью, жемчугом и бриллиантами. Ок. 1850. Раздвигающиеся браслеты состояли из секций с шарнирами, в данном случае украшенных эмалью, с бриллиантовым узором поверх нее. Удачной находкой кажется складка на ленте, закрепленная кольцом с булавкой.

135. Золотой браслет с эмалью, изумрудами и бриллиантами. Ок. 1 8 5 0 . Лицевая часть в форме «любовного трофея»: это лук и стрелы Купидона, а рядом - эмалевое сердечко. Мотив перевивающейся ленты, типичный для этого периода (см. также № 134).

137. Браслет из золота и серебра с эмалью, мелким жемчугом и карбункулом (альмандиновый гранат). Фроман- Мерис. Ок. 1850-1855. Франция. Две серебряные фигурки олицетворяют Живопись и Скульптуру. Образец отличается высочайшим качеством работы, всегда свойственным этому мастеру.

138. Золотой браслет в форме змеи с эмалью и бриллиантами, с шарнирами в четырех местах и узором из пересекающихся линий в основании эмали. Ок. 1845. Очень немного подобных браслетов сохранилось до нашего времени без значительных повреждений. Для них характерны сколы эмали, замаскированные дополнительными золотыми колечками. Починка такого изделия стоит крайне дорого, и за исключением случаев, когда она выполняется именитым ювелиром, значительно уменьшает продажную стоимость. Обратите внимание на неизменные глаза-рубины.

139. Золотой браслет с бирюзой и гранатами, тело змеи из звеньев с шарнирами. Ок. 1845. Образец менее ценный, чем № 138, однако он наглядно демонстрирует популярность мотива змеи: браслеты этой формы изготавливались на любой кошелек, вместо рубинов для глаз использовались гранаты.

140. Золотой браслет с бирюзой и бриллиантами. Ок. 1845. Образец хорошего качества; обратите внимание на отделку шарниров, усыпанных бирюзой так же, как и все тело змеи.

141. Необычный расширяющийся золотой браслет с бирюзой, датированный 1841 г., по сторонам и сзади снабжен шарнирами, хорошо заметными на увеличенном снимке; вариация на популярный мотив змеи (см. № 139). Расширяющиеся браслеты появились около 1840 г.

142. Золотой браслет с эмалью и бриллиантами. Ок. 1840. Очень изобретательно реализована застежка. Достаточно редко встречаются изделия в оригинальных футлярах в форме гроба. Грушевидный бриллиант, свисающий из пасти змеи, скорее всего, является позднейшей заменой подвески с эмалью и самоцветами, более типичной для подобных изделий.

143. Еще одна версия браслета-змеи, популярного в середине 1840-х гг. Золотая сетка, образующая тело змеи, является альтернативой более традиционным звеньям-чешуйкам. Нетипичное сочетание крупных бриллиантов и достаточно крупных рубинов на головке.

144. Браслет с карбункулом (альмандиновый гранат) и бриллиантами. Ок. 1845. На браслете стоит отметка о том, что его дизайн запатентован в 1843 г. В то время украшения часто включали в себя крупный карбункул из альмандино-вого граната в отполированной золотой оправе, отражающей свет изнутри камня.

Новинкой 1850-х годов был браслет в форме стилизованной широкой манжеты из золота с эмалью и самоцветами.

В 1850-е годы золотые браслеты с шарнирными звеньями часто украшались съемной подвеской из самоцветов в обрамлении растительных узоров. Встречались браслеты из звеньев в форме золотых завитков с центральным мотивом «картуш» (ил. 136) или в форме широкой золотой ленты с алжирским узлом в центре.

Возникшее в середине XIX века увлечение карбункулами (из альмандиновых гранатов) вдохновило ювелиров на создание чудесных браслетов с крупными звеньями, вырезанными из граната, в обрамлении завитков из золота или бриллиантов (ил. 144).

Изготавливались также браслеты в форме широкой или узкой ленты с центральным звеном из самоцветного кластера, в который обычно входили гранаты, бирюза и жемчуг, или с алжирским узлом (ил. 134 и 135).

В 1840-х годах под влиянием готического стиля, свойственного Фроман-Мерису, появилось множество браслетов со звеньями в форме стрельчатых окон, украшенных рыцарями, ангелами и геральдическими мотивами (ил. 137).

← Назад  |  Оглавление  |  Вперед →

 
 
Реклама:


Продвижение сайта ©Оптима
© 2003-2017 Gems.su. Все права защищены.