Ювелирное искусство

Опал

Многим людям доводилось наблюдать, как внутри опала, подобно молниям, мелькают разноцветные пятна. Чем насыщеннее и ярче эти цвета, тем дороже стоит камень, особенно если фоновая окраска темно-серая или черная, как у «черного» опала (см. фото 62). В черных опалах доминируют синие и зеленые участки, однако если других оттенков нет, стоимость камня будет невелика. Высоко ценятся красные и золотые оттенки, в идеале цветовые «зоны», или «участки», должны быть расположены равномерно по всей поверхности камня. Черные опалы добываются в Австралии с конца XIX века. Опалы, фоновая окраска которых стремится к белому или салатному, стоят дешевле, очевидно потому, что игра цветов на них не столь впечатляюща. Прозрачная разновидность этого минерала называется «водяным» опалом. В Мексике добывается небольшое количество удивительных прозрачных оранжевых самоцветов, известных как «огненные» опалы (см. фото 61).


Фото 61. Брошь с мексиканским опалом и бриллиантами. Ок. 1910. Характерная куполообразная поверхность камня делает проверку индекса рефракции затруднительной. Кольцо с кластером из австралийского черного опала и бриллиантов. Отсутствие в камне красных прожилок сокращает его стоимость.


Фото 62. Отличный австралийский черный опал с хорошей игрой цветов. Обратите внимание на следы грубого скола основания из песчаника на оборотной стороне камня. Вес этого опала - приблизительно 19 карат.

Опал обычно гранят кабошоном или в форме плоского овала. К нему редко применяют рефрактометр (индекс рефракции - 1,54), разве что в случае огненных опалов, которые могут имитироваться стразами. К сожалению, поверхность опала редко бывает абсолютно плоской, что усложняет проверку, поскольку трудно прочитать показания рефрактометра. Покупателям стоит особенно внимательно проверять, не является ли опал дублетом, что случается достаточно часто, особенно в ювелирных изделиях с Дальнего Востока (см. стразы и композитные камни), в этом случае у камня будет очень гладкая поверхность. Опалы очень чувствительны к переменам температуры (даже от осветительных приборов). Поверхность камня легко покрывается трещинами и царапинами, поэтому опалы часто продают погруженными в масло, чтобы скрыть мелкие повреждения.


Фото 63. Натуральный опал, прошедший цветовую обработку: пористый материал закрыл темные участки, подчеркнув цветовые пятна. Диагональный раскол и крошечные поры являются следами такой обработки. (20-кратное)

Фото 64. Натуральный черный опал из Лайтинг Риджа, Австралия, сияющий всеми цветами спектра, с темным фоном. Вес 4,2 карата.

Фото 65. Узор «кожа ящерицы» на искусственном черном опале (Жильсон). (30-кратное)

Во Франции производством искусственных опалов успешно занимается лаборатория Пьера Жильсона. Качественные черные опалы встречаются крайне редко, а искусственные столь прекрасны, что покупателю стоит быть внимательным. Искусственные опалы Жильсона зачастую «слишком хороши, чтобы быть настоящими», цветные участки на них распределены очень равномерно, а под лупой их края выражены слишком заметно - этот феномен еще называют «кожей ящерицы» (см. фото 65).

Опалы также подвергают обработке: выдерживают в сахарном растворе, обжигают, наносят кислоту. Все эти действия направлены на то, чтобы сделать фон более темным, а цветовые «молнии» - более заметными (см. фото 63). На практике обработанные камни легко отличить от натуральных, поскольку игра цвета у них разнится. Для имитации опала используется стекло (основным его производителем является Джон Слокум, США) и синтетические материалы, в частности латекс.

← Назад  |  Оглавление  |  Вперед →

 
 
Реклама:


Продвижение сайта ©Оптима
© 2003-2017 Gems.su. Все права защищены.