Ювелирное искусство
Клипсы и броши
Клипсы и броши в 1940-х годах разрослись до огромных размеров - так ювелиры старались компенсировать редкость драгоценных камней - и изготавливались в форме крупных золотых завитков, пряжек, вееров и розеток (ил. 690, 691, 699 и 709).
Самым популярным мотивом были, пожалуй, банты - строгие и нестрогие, большие и маленькие, из желтого или красного золота, часто с ажурными узорами, напоминающими кружево или тюль, в центре украшенные кластером или узлом из драгоценных камней. От бантов XIX - начала XX века и эпохи ар деко их отличали пластичность и трехмерность (ил. 695, 707, 712 и 713). Самые дорогие экземпляры были полностью усыпаны драгоценными камнями.
Похожими по концепции на броши-банты были украшения в форме полос ткани с драпировками, завязанных узлом с драгоценными камнями либо свернутых спиралью (ил. 706).
Популярные уже в начале 1940-х годов цветы, ветви с листьями и пшеничные колосья из разноцветного листового золота с бриллиантами и калиброванными рубинами и сапфирами стали особенно модными в послевоенные годы (ил. 686, 692-694, 698, 701, 708, 710, 719 и 720).
Тенденцию к натурализму в ювелирном дизайне конца 1940-х годов демонстрируют броши в форме животных: райских птиц, домашних кошек, собак и канареек. Змеи, пантеры, тигры, львы, попугаи и прочие представители фауны в 1940-х годах часто воплощались в брошах с характерными пластичными, энергичными линиями, хорошо передающими движение (ил. 696, 715 и 721).
Среди брошей-цветов встречались как экзотические орхидеи, так и более привычные ромашки, розы, анемоны и т.п., часто собранные в букетики из разноцветного золота и перевязанные лентой с драгоценными камнями. Для таких изделий чаще всего использовались синие и желтые сапфиры - лепестки, в окружении рубинов и бриллиантов.
701. Золотая брошь с сапфирами и бриллиантами. Ок. 1945. Дизайном брошь обязана интересу к натуралистическим мотивам.
709. Золотая брошь с рубинами и бриллиантами. «Тиффани и К°». Ок. 1940-1945. Нью-Йорк.
715. Клипса с сапфирами и бриллиантами из коллекции герцогини Виндзорской. «Картье». 1949. Париж. Одно из «кошачьих» украшений, изготовленных в сотрудничестве двумя ювелирами Дома «Картье»: Жанной Туссен и Петером Лемаршаном. Вес сапфирового кабошона из Шри-Ланки - 152 карата.
716. Клипса-леопард с цветными бриллиан тами и ониксом. «Картье». 1965. Лондон. Несмотря на то, что первые трехмерные «кошачьи» украшения были изготовлены в 1950-х гг., этот дизайн оказался столь успешным, что подобные изделия выпускаются Домом «Картье» по сей день.
717. Золотая брошь с самоцветами. 1940-е.
722. Брошь из желтого золота с сапфирами и бриллиантами в форме каскада из листьев и цветов. 1950-е. Франция. Прироодные мотивы, множество драгоценных камней и золотая витая проволока характерны для этого периода.
723. Брошь-пугало из золота с аметистами и бирюзой. Ок. 1950. Забавные и юмористические мотивы характерны
для начала 1950-х.
724. Брошь-птичка из золота с аметистами и бирюзой. Ок. 1950.
727. Клипса-птица с самоцветами. Ок. 1950-1955. Франция.
728. Брошь из золота с эмалью и бриллиантами в форме головы слона работы Энрико Серафини. 1950-е. Италия.
729. Брошь-пантера из золота с эмалью и бриллиантами работы Энрико Серафини. Ок. 1960. Италия.
Ван Клиф и Арпельс прославились своими брошами-цветами с калиброванными рубинами и сапфирами в невидимой оправе (ил. 698). Тенденция к натурализму конца 1940-х подвигла их также на изготовление брошей с изображением людей. Первая брошь ван Клифа и Арпельса «балерина» была выпущена в 1945 году; этот дизайн оставался в моде в течение двух последующих десятилетий и широко имитировался. За ней последовали броши в виде девушек с цветами, клоунов и игроков в гольф (ил. 702-705 и 717).
В начале 1950-х клипсы все еще носились, однако мода постепенно смещалась от них к брошам, которые во второй половине десятилетия обязательно украшали вырез платья с одной стороны.
Усиливающийся интерес к натурализму повлиял на создание брошей в форме животных, цветов и особенно листьев - ланцетовидных, сердцевидных, округлых или вытянутых, - ставших лейтмотивом для брошей 1950-х годов.
Для дневного ношения предназначались броши-листья из золотой проволоки простой формы, изредка украшенные драгоценными камнями; вечерние же изделия были сложного дизайна, с множеством бриллиантов и цветных драгоценных камней, часто украшенные каскадами или каплями из камней огранки «багет» или «груша» (ил. 664-666).
Цветы также могли быть схематически изображены витой проволокой и украшены бриллиантами либо натуралистично проработаны и обильно украшены драгоценными камнями; это были как экзотические изысканные орхидеи и фуксии, так и простые дикие розы с пятью лепестками (ил. 665 и 731).
Броши в форме ленты, банта или розетки в стиле 1940-х годов теперь изготавливались из золотой проволоки, часто на них появлялись мотивы листьев и цветов (ил. 718). Мотивы веера или ленты с драпировкой, в сочетании с листьями, папоротниками и стилизованными перьями, также являлись типичными для дизайна брошей в 1950-х годов (ил. 730).
Сочетание натурализма с абстракционизмом нашло выражение в брошах в форме заостренных и зубчатых переплетенных листьев с бриллиантами и цветными камнями. Комбинация этих двух тенденций заметна и в брошах с растительными мотивами, намеченными схематически, а не изображенными с ботанической точностью.
Забавными и удобными в носке были броши-животные из золота с эмалью и полудрагоценными камнями; на них появлялись кошки, щенки, птички в клетках и т.п. Благородные тигры, львы, райские птицы и попугаи воплощались в более дорогих и значительных украшениях, с использованием большого количества цветных драгоценных камней (ил. 723-729).
Знаменитые ювелирные дома, в частности, «Картье», «Ван Клиф и Арпельс», «Фуке», «Бушерон» и «Мобуссан», равно как и менее известные ювелирные фирмы, восприняли эту тенденцию к натурализму и производили замечательные броши в форме растений и животных.
696. Знаменитая брошь-фламинго. «Картье». 1940. Париж. Приобретена герцогом Виндзорским непосредственно перед немецкой оккупацией, разработана Жанной Туссен. Сюжет и щедрые размеры броши делают ее исключительной для этого периода. После продажи драгоценностей герцогини Виндзорской с аукциона «Сотби» в Женеве в 1987 г., на рынке появились многочисленные копии этой броши как с драгоценными камнями, так и со стразами.
697. Брошь с рубинами, сапфирами и бриллиантами в форме райской птицы. «Ван Клиф и Арпельс». 1942. Вне всякого сомнения, это одно из самых знаменитых украшений в истории ювелирного дизайна, известное не меньше, чем прославленная брошь-фламинго, созданная Домом «Картье» для герцогини Виндзорской в 1940 г. Броский скульптурный дизайн, использование обширных поверхностей желтого золота типичны для 1940-х гг., при этом изделие уникально по размеру, великолепному качеству работы и идеальному подбору драгоценных камней.
698. Брошь-хризантема с сапфирами и бриллиантами. «Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1940. Париж. Обратите внимание на листья, покрытые камнями в невидимой оправе.
699. Пара клипс из золота с бриллиантами. «Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1937. Несмотря на то, что впервые мотив «пчелиных сот» появился еще до войны, особую популярность он обрел в 1940-х гг. и широко копировался.
705. Клипса из золота с самоцветами изображает девушку в походном обмундировании с букетом цветов, бокалом шампанского и ружьем за плечами. «Лаклош». Ок. 1945. Золотая клипса-клоун с кораллами и самоцветами.
706. Пара клипс из золота с бриллиантами. Ок. 1945-1950.
707. Брошь-бант с бриллиантами, возможно, работы Леитао из Лиссабона. 1945-1950. Португалия.
708. Брошь с цитринами, изумрудными бусинами и бриллиантами. Ок. 1945. Похоже, что брошь была изготовлена либо из тех немногих камней, которые были в распоряжении ювелира, либо из камней, которые смог предоставить сам заказчик.
710. Клипса из золота двух цветов с рубинами и бриллиантами. Ок. 1945.
711. Брошь из золота двух цветов с рубинами и бриллиантами. Ок. 1945. Еще один пример популярного сочетания рубинов и обширных золотых поверхностей.
712. Бриллиантовая клипса. Ок. 1945. Скульптурный трехмерный дизайн изделия свидетельствует о том, что оно было изготовлено в 1940-х, а не в 1930-х гг.
713. Бриллиантовая брошь. «Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1950. Обратите внимание на дизайн с использованием извилистых петель.
714. Брошь-снежинка из золота с бриллиантами. Кон. 1940-х. Дом «Ван Клиф и Арпельс» впервые выпустил броши подобного дизайна в 1947 г.
718. Клипса из золота с бриллиантами. Ок. 1950. Франция.
719. Брошь-цветок из золота с сапфирами и бриллиантами. 1940-е. Обратите внимание на крупные завитки-лепестки из желтого золота. В 1950-х гг. дизайн не был бы таким тяжеловесным. Сравните с ил. 718.
720. Золотая брошь с рубинами. «Бушерон». Ок. 1945-1950. Лондон.
721. Золотая брошь с самоцветами изображает эскимоса на санях с собачьей упряжкой. «Лаклош». Ок. 1945-1950.
725. Три броши из золота с эмалью и самоцветами работы Энрико Серафини. 1950-е. Италия. Энрико Серафини (1913-1968) открыл собственную мастерскую во Флоренции, на Пьяцца Санта Феличита, 4, 15 сентября 1947 г.
726. Пара брошей из золота с самоцветами. Сер. 1950-х. Дом «Ван Клиф и Арпельс» впервые выпустил броши с подмигивающими кошками в 1954 г. Многие из таких карикатурных животных создавались под влиянием популярных диснеевских мультфильмов.
730. Брошь-перо из золота с самоцветами. «Бушерон». 1950-е.
731. Брошь-ветвь с рубинами и бриллиантами. «Ван Клиф и Арпельс». 1950-е. Нью-Йорк.
← Назад | Оглавление | Вперед →
|