Ювелирное искусство

Броши

В 1920-х годах броши носили на плече, поясе или кушаке, их также прикалывали к модным шляпкам-колпакам. Самой типичной формой для броши было кольцо (шестиугольник, квадрат или прямоугольник с открытой серединой), вырезанное из горного хрусталя, а с боков украшенное симметричными бриллиантовыми мотивами. Вариации на эту тему выполнялись из нефрита, оникса и кораллов, а фланговые элементы принимали форму пальметт, бриллиантовых полукругов и эллипсов с бантами и завитками по краю (ил. 548, 551, 557, 583 и 587). Вернулись в моду кельтские броши (ил. 553): Картье превратил их в незамкнутую окружность с застежкой-штыком, украшенную бриллиантами, ониксом, кораллами и мелкими полудрагоценными камнями.

Типичными для середины 1920-х годов были броши-жардиньерки в виде бриллиантовой корзины или вазы со стилизованными цветами, листьями и фруктами из кабошонов или резных рубинов, изумрудов и сапфиров (ил. 562, 575 и 577). Крошечные деревца в специальных горшках, изображающие японские бонсаи, стали еще одним мотивом для небольших брошей с бриллиантами и цветными камнями. Арки, пагоды, небоскребы, замки с колоннами воплощались в небольших брошах геометрических очертаний, где треугольники, прямоугольники, трапеции, полукруги и шестигранники из бриллиантов и других драгоценных камней складывались в архитектурные формы (ил. 657).

Еще одним характерным украшением 1920-х годов стала булавка: в самом простом варианте это была металлическая игла с декоративным элементом на каждом конце, один из которых был неподвижен, другой мог двигаться и закреплял иглу с помощью пружинного механизма. Разные по размеру, они чаще всего принимали форму стрелки, но встречались также и булавки с мотивами пальметт, папирусов или с грушевидными окончаниями (ил. 536, 540 и 543).

Увлечение Древним Египтом привело к созданию множества брошей с архитектурными мотивами, египетскими божествами, скарабеями и цветками лотоса, заимствованными из искусств, процветавших в долине Нила.

Менее экстравагантные броши выполнялись в форме небольших ажурных овальных или прямоугольных пластин с бриллиантами и цветными камнями легкого геометрического дизайна (ил. 535, 558 и 559).

Броши в форме буквы «S» либо разомкнутых, ломаных прямоугольников, похожие на дверные молотки, усыпанные бриллиантами и заканчивающиеся кабошонами или камнями с резьбой, вошли в моду в конце 1920-х годов (ил. 560).

Броши-банты оставались популярными на всем протяжении 1920-х, однако гибкие и естественные контуры конца XIX - начала XX века сменились более стилизованными и жесткими формами (ил. 538, 541 и 556).

Висячие броши вернулись в моду в форме ваз с цветами или геометрических пластин, свисающих с простых бриллиантовых перекладин, а также в форме арок с прикрепленными к ним каскадами камней (ил. 560).

Крупные украшения для корсажа начала XX века уступили место небольшим ажурным геометрическим пластинам с бриллиантами и цветными камнями, часто украшенным отстегивающимися подвесками, которые можно было носить как серьги, брошам-перекладинам с панельными подвесками (ил. 539), а также длинным «эполетам» или брошам для плеча (ил. 537), которые своими удлиненными вертикальными формами подчеркивали прямые линии модных в то время туалетов. Несмотря на крупный размер, они были относительно легкими благодаря использованию платины, так что их можно было носить на тонких и нежных тканях, из которых кутюрье создавали вечерние наряды.

Броши с обыденными мотивами в 1920-х годах изображали автомобили, самолеты, яхты, теннисные ракетки и клюшки для гольфа в стилизованном виде, напоминая о заново открытом увлечении спортом и активном образе жизни (ил. 550).

Наиболее типичным украшением 1930-х годов была клипса. В своей самой простой форме она была треугольной, а сзади, вместо булавки, снабжалась плоской пружинной застежкой, позволявшей крепить ее к одежде. Клипсы чаще всего были парными, их прикрепляли на горловину по бокам, на лацканы, на вечерние сумочки, кушаки или закрепляли в прическе. Обычно к ним прилагалась и специальная застежка, позволявшая носить клипсы как брошь или центральное звено браслета.

Самые первые клипсы были простого геометрического дизайна, среднего размера, и, будучи объединены в пару, образовывали идеально симметричный узор. Экземпляры более крупного размера могли быть асимметричными и, соединяясь вместе, выглядели развернутыми по вертикальной оси.

535. Брошь с сапфирами и бриллиантами, с заметным влиянием довоенного стиля. Ок. 1920.

536. Булавка с ониксом и бриллиантами. Ок. 1920. Стержень стрелы скрывался за тканью платья.

537. Восхитительная эполета с изумрудами и бриллиантами (уменьшенный снимок) работы Картье. Ок. 1920. Эполеты носили, приколов к платью на плече так, чтобы подвеска оказалась спереди на груди или сзади на спине. До наших времен их сохранилось крайне мало. Этот экземпляр украшен индийскими бусинами из изумруда, две из которых были покрыты резьбой в конце XIX в. По дизайну - это интерпретация традиционного украшения для тюрбана.

538. Брошь-бант с бриллиантами и ониксом. Ок. 1920. Скромные формы и использование оникса и бриллиантов, составляющих черно-белую цветовую гамму, типичны для нач. 1920-х гг.

539. Брошь с нефритом и бриллиантами необычного дизайна. Ок. 1920-1925.

541. Брошь-бант с сапфирами и бриллиантами. Ок. 1920.

542. Брошь-бант с ониксом и бриллиантами в стиле 1920-х гг. Современная. Вместо платины использовано белое золото, огранка бриллиантов также выполнена позже.

544. Брошь из белого золота и платины с горным хрусталем и бриллиантами. Ок. 1930. Использование металлических поверхностей в сочетании с горным хрусталем и бриллиантами, контраст между матовыми и блестящими поверхностями делают это монохромное украшение типичным для того времени. В нем нашли применение как навыки «бижутериста-юве-лира», так и фантазия «бижутериста-художника».

546. Подвеска из серебра с эмалью и цитрином, разработанная Жаном Деспре в 1932 г., отличный образец работы ювелира-художника. Вместе с Фуке, Сандозом и Тамплиером, Деспре был членом Объединения художников-модернистов, ставивших целью создание художественных украшений, свободных от декоративных излишеств.

548. Брошь из резного горного хрусталя синего халцедона и сапфира работы Буавена. Ок. 1925-1930. Париж.

547. Брошь с бриллиантами и самоцветами. Ок. 1925. Обратите внимание на калиброванные цветные камни с куполообразной поверхностью. Из-за роста цен в наше время на рынок поступает большое количество подделок таких украшений.

551. Брошь с горным хрусталем, рубинами и бриллиантами. Ок. 1925-1930. Всходящее или заходящее солнце стало настоящей эмблемой 1930-х гг., особенно в Англии.

552. Брошь с кораллами, изумрудами, черной эмалью и бриллиантами работы Картье. Ок. 1925. Кольцевые броши подобного типа, изначально предназначенные для ношения на шляпках-колпаках и кушаках модных платьев с заниженной талией, были предложены Домом «Картье» в 1922 г. и приобрели широкую популярность после того, как стали частью экспозиции Выставки декоративных искусств в Париже в 1925 г. Вариации этого дизайна создавались из резного оникса, горного хрусталя, реже из нефрита и кораллов.

556. Отличная брошь-бант с сапфирами и бриллиантами. Кон. 1920-х. Обратите внимание на то, что сапфиры огранены специально - калиброваны - под это изделие.

557. Брошь для шляпки с бриллиантами. Ок. 1920-1925.

558. Брошь-пластина с сапфиром и бриллиантами работы Тиффани. Ок. 1925-1930. Нью-Йорк.

559. Брошь-пластина с сапфирами и бриллиантами. Ок. 1925.

560. Брошь с бриллиантами в форме каскада. Ок. 1925-1930. Верхний элемент в форме дверного молотка часто встречается в изделиях этого периода.

570. Две современные броши и подвеска с драгоценными камнями в стиле ар деко. Имитации украшений 1920-х и 1930-х гг. в наше время часто выдаются за подлинные изделия этого периода.

571. Брошь из трех клипс. Ок. 1935. Успешно реализован мотив органных труб. Использование трех клипс - явление нетипичное.

576. Брошь из двух клипс в виде стилизованной бабочки. 1930-е.

580. Брошь-пластина с бриллиантами. Ок. 1935. Типичный образец брошей, изготовленных в Лондоне, зачастую с камнями невысокого качества. Такие броши во множестве выставлялись на аукционы в 1970-х гг. Новые владельцы их обычно переделывали, поэтому сейчас они встречаются редко и считаются ценными.

581. Знаменитая клипса с рубинами и бриллиантами в невидимой оправе в виде листьев остролиста, из коллекции герцогини Виндзорской. Дом «Ван Клиф и Арпельс». 1936. Париж.

582. Бриллиантовая брошь из двух клипс. Фирма «Ван Клиф и Арпельс». Ок. 1930. Париж.

583. Одна из самых популярных разновидностей броши для шляпки из оникса с изумрудами и бриллиантами. Картье. Ок. 1920-1925. Париж.

584. Клипса с цитринами и бриллиантами архитектурного дизайна. Сер. 1930-х.

585. Бриллиантовая клипса свободного, почти небрежного дизайна. Кон. 1930-х.

586. Брошь с рубинами и бриллиантами в невидимой оправе (serti invisible). 1935. Ван Клиф и Арпельс изобрели и запатентовали ее в 1933 г. Это сложная и отнимающая много времени техника крепления, при которой металлическая оправа не заметна с наружной стороны изделия. Для этого на камнях пропиливаются специальные пазы, в которые входят рельсы, удерживающие их на месте.

587. Брошь с сапфиром, горным хрусталем и бриллиантами. Картье. Ок. 1925-1930.

588. Брошь из двух клипс с бриллиантами в виде аммонитов или завитков морской раковины. Ок. 1930

590. Пара бриллиантовых клипс. Дом «Бушерон». Ок. 1935.

591. Брошь из двух клипс (на фото разделены) с рубинами и бриллиантами. 1930-е. К концу 1930- х дизайн таких изделий стал более асимметричным и менее строгим.

592. Брошь из двух клипс с сапфирами и бриллиантами. 1930-е .

После 1935 года клипсы и пары клипс, по-прежнему сохраняя геометрические очертания, приобрели более рельефные формы, которые достигались за счет приподнятых, отчасти трехмерных мотивов, например волют, спиралей, складчатых лент и т.п. (ил. 555, 571, 572, 576, 582, 588-592).

К 1940 году в моду вошли полностью асимметричные двойные клипсы в форме фантазийных веточек с листьями и цветами; дизайн стремился к менее строгим изделиям, а размер их увеличивался. Изменилось и крепление: в конце 1930-х годов пластина с пружиной была заменена на два пружинящих зубца, меньше повреждавших одежду. Клипсы выполнялись в неформальных, объемных, скульптурных формах, предвосхищавших тенденции 1940-х годов (ил. 585). Многие броши 1930-х годов изготавливались в форме колец, украшенных бантом, перевитых лентой; самыми же типичными были броши-пластины.

Достаточно массивные, обычно усыпанные бриллиантами, иногда с цветным камнем в центре, они могли быть прямоугольными, овальными или восьмигранными, с ажурным геометрическим узором. На них часто встречались стилизованные ремни с пряжками, цветы и геометрические композиции из зигзагов, полукругов, ступеней (ил. 579 и 580).

Булавки, модные в 1920-х, по-прежнему пользовались спросом, теперь их изготавливали из золотой проволоки и украшали бусинами из золота и поделочного камня или головками, вырезанными на поделочном камне.

К концу 1930-х стилизованные природные мотивы, наводнившие ювелирное искусство, вдохновили Картье на создание брошей с божьими коровками, розами и камелиями, а также его знаменитых клипс в виде головы индуса или мавра, вырезанных из камня и украшенных эмалью и бриллиантами (ил. 568 и 569).

Тогда же ван Клиф и Арпельс начали производство обновленных брошей с листьями и цветами из рубинов и сапфиров в невидимой оправе, украшенных бриллиантами (ил. 581).


540. Бриллиантовая булавка работы Картье. Ок. 1925.

543. Булавка с сапфирами, ониксом и бриллиантами работы Картье. 1927. Нью-Йорк.

545. Подвеска из серебра с эмалью работы Жана Фуке. 1928-1929, Типичный образец авангардного модернистского стиля ар дско, отдававшего предпочтение упрощенным геометрическим формам. Использование серебра, эмали и полудрагоценных камней подчеркивает простой броский дизайн.

549. Очаровательная брошь с ониксом, изумрудами и бриллиантами работы Картье. 1926. Париж.

550. Спортивная брошь «гольф» с изумрудами, рубинами и бриллиантами. Ок. 1925.

553. Булавка с нефритом, ониксом, горным хрусталем и бриллиантами работы Жанезича. Ок. 1925. Дизайн выполнен по мотивам кельтских брошей-полуколец железного века.

554. Булавка для юбки с изумрудами, ониксом и бриллиантами. Ок. 1925.

555. Двойная клипса с изумрудами и бриллиантами. Ок. 1925-1930. Броши из двух клипс редко бывали асимметричными, обычно половинки полностью идентичны.

561. Брошь с нефритом и бриллиантами. Ок. 1925. Такой же дизайн был популярен и для серег.

562. Брошь-подвеска-жардиньерка с цветными камнями и бриллиантами работы Жанезича. Ок. 1925. Обратите внимание на резные индийские камни, которые использовали многие ювелиры этого времени, особенно Картье.

564. Часы для лацкана с резными изумрудами, рубинами и бриллиантами. Ок. 1925.

565. Часы для лацкана с ониксом, резным изумрудом, жемчугом и бриллиантами работы Картье. 1923. Париж. Дизайнеры Дома «Картье» использовали резные индийские камни во многих своих изделиях 1920-х гг.

566. Подвеска с нефритом, ониксом и бриллиантами. Ок. 1925. Как обычно, в изделиях с нефритом этого периода оправа выполнена в китайском стиле.

567. Часы для лацкана с бриллиантами. Ок. 1925-1930.

568. Клипса из золота с эмалью, рубинами и бриллиантами. Ок. 1937.

569. Клипса из золота с эмалью и драгоценными камнями работы Картье. Ок. 1935.

572. Отличная брошь из двух клипс с сапфирами и бриллиантами. Ок. 1930-1935.

573. Брошь-подвеска с бриллиантами панельного дизайна. Кон. 1920 - нач. 1930-х. Обратите внимание иа огранку бриллиантов

574. Клипса с рубинами, горным хрусталем и бриллиантами работы Бушерона. Ок. 1930. Париж. Клипсы и другие украшения из резных поделочных материалов с драгоценными камнями типичны для парижской ювелирной традиции кон. 1920 - нач. 1930-х гг., родоначальником которой была фирма «Херц Белперрон».

575. Брошь-жардиньерка с бриллиантами и цветными камнями. Ок. 1925-1930. Использованы резные рубины, изумруды и сапфиры.

577. Жардиньерка с бриллиантами и цветными камнями, украшающая клипсу работы Картье. Ок. 1925-1930. Лондон.

578. Клипса с рубинами и бриллиантами работы Картье. Кон. 1920-х. Лондон. Большинство рубинов - бирманские, вырезаны в форме бусин и удерживаются на месте иглами с бриллиантовой головкой.

579. Брошь с изумрудом и бриллиантами. Дом «Бушерон». Ок. 1930-1935. Париж. Дизайн являет типичный для 1930-х текстурный контраст между сияющими поверхностями бриллиантов огранки «багет» и живым блеском бриллиантовой россыпи.

589. Брошь из двух клипс с бриллиантами. Ок. 1930.

← Назад  |  Оглавление  |  Вперед →

 
 
Реклама:


Продвижение сайта ©Оптима
© 2003-2017 Gems.su. Все права защищены.