Ювелирное искусство
Тиары, бандо и украшения для волос
Типичным головным украшением 1920-х годов было бандо, которое во Франции, полностью вытеснило тиары. В Англии, где правила придворного этикета требовали обязательного наличия тиары, они выполнялись по-прежнему, в традиционном стиле, лишь изредка освежаемом геометрическими узорами 1920-х годов.
Бандо с его простой линейной формой как нельзя лучше подходило для стиля ар деко, его носили низко надо лбом, и оно выгодно дополняло короткие стрижки «под мальчика». Шло оно и к вертикальным, прямым силуэтам вечерних платьев, поскольку такие наряды требовали, скорее, простых украшений для прически, чем изысканных тиар. На бандо 1920-х годов уже не было сложных мотивов в стиле гирлянды, скорее, это были геометрические фигуры, свойственные ар деко: меандры, пальметты, ромбы, шестигранники-соты и т.п. Бриллианты с их белым сиянием были лучшим обрамлением для женского лица, однако увлечение яркими цветами, свойственное 1920-м годам, исподволь проявлялось во многих изделиях, полностью усыпанных бриллиантами, но с вкраплениями крупных цветных драгоценных камней: рубинов, изумрудов и сапфиров.
Бандо, как и многие другие украшения 1920-х годов, часто были многоцелевыми, то есть разделялись на браслеты, клипсы, броши или «ошейники», которые можно было носить в случаях, когда украшение для прически не требовалось (ил. 509).
В начале 1930-х бандо все еще носили, однако во второй половине десятилетия они вышли из моды, и на официальные приемы дамы опять надевали тиары, которые, освободившись от мотивов гирлянд и фестонов эдвардпанской эпохи, теперь выполнялись в форме увесистых и сложных стилизованных цветов, спиралей и завитков (ил. 506). Вернулись в моду и прически из длинных волос, собранных на затылке.
В 1920-х годах, если дама не надевала бандо, она украшала волосы клипсами и заколками в форме стрел, незамкнутых окружностей и колец, либо полностью усыпанных бриллиантами, либо вырезанных из поделочного камня и украшенных бриллиантами. Многие стилизованные многоцветные броши 1920-х годов также носились на волосах.
В моде были плюмажи, которые зачастую закрепляли бархатной или шелковой ленточкой, обвязанной вокруг головы. Индийские сарпеши (украшения для тюрбана) превратились в узоры из выпуклых листочков на плюмажах 1920-х годов. В 1930-х годах прически часто украшали соединенные пары клипсов.
506. Удивительная бриллиантовая тиара работы Картье, Лондон. Ок. 1930-1935 (уменьшенный снимок). Сохранилось крайне мало тиар, изготовленных в период между двумя войнами, а по дизайну этот экземпляр вообще уникален. Сохраниться в оригинальной форме е м у удалось, скорее всего, только потому, что его можно было разделять на элементы.
509. Бандо с рубинами и бриллиантами. Ок. 1920. Бандо - одно из самых типичных украшений 1920-х гг.; его носили вокруг головы надо лбом. К сожалению, крайне мало бандо сохранилось до нашего времени, большинство было переделано в браслеты и броши либо разделено на части при наследовании. По дизайну это изделие с пальметтами и завитками можно считать переходным вариантом между изящными формами довоенных лет и броскими геометрическими линиями ар деко.
507. «Скиапареллн». Фотограф Сесил Битон. «Сотби», Лондон.
508. «Элис, леди Вимборн». Фотограф Сесил Битон. «Сотби», Лондон.
← Назад | Оглавление | Вперед →
|