Ювелирное дело

Различные материалы, используемые в драгоценностях

Коралл — продукт мелких морских полипов. По сути дела, это углекислый кальций с различными примесями Твердость 33/4, плотность 2650 кг/м3. Встречается в основном в западной части Средиземного моря (у берегов Алжира, Туниса, Сардинии, Сицилии и Южной Корсики), на скальных утесах в труднодоступных местах, иногда на глубине до 200 м, образует разветвленные кусты, которые вместе с растущими вверх ветвями достигают 30 см. Выловленные кусты очищают щеткой от поверхностной крошащейся корки и сортируют по размерам, цвету и качеству. Кораллы шлифуют в форме линзы, шариков (просверленные нанизывают на нитки) и так называемых бутонов. Закрепляют их так же, как и жемчуг, в металлических чашечках со штифтом при помощи смеси шеллака с мастиксом в соотношении 1:1. Коралл хорошо поддается полировке. Наибольшую популярность приобрел красный коралл. Кроме красного кораллы встречаются розовые, белые (с розовыми пятнами) и черные. Из черного коралла делают траурные драгоценности. Коралл имитируется стеклом, галалитом и другими веществами.

Янтарь (сукцинит) — сырье органического происхождения, окаменелая (ископаемая) смола хвойных деревьев третичного периода. Его находят в виде зерен и кусков различных форм и размеров; цвет медово-желтый или от гиацинтово-красного до коричневого. Некоторые куски имеют облакообразные затуманенные места (воздушные пузырьки) или содержат в себе древних насекомых, остатки растительности, зерна песка и т. п., что является наилучшим показателем и порукой их подлинности.

Янтарь прозрачный, однако иногда встречается и непрозрачный, однопреломляющий, по химическому составу это углеводород. Твердость 2—3, плотность 1000— 1100 кг/м3. Месторождение — побережье Балтийского моря. Шлифуют его в форме линзы, просверленных шариков и маслин для нанизывания на нитку, а также бута. В результате трения становится отрицательно заряженным, горит коптящим пламенем, при этом исходит приятный запах (в отличие от бакелитовых заменителей, пахнущих фенолом). Амброид изготавливается из мелких кусочков янтаря, сильно спрессованных при нагревании. Янтарь имитируется целлулоидом, различными колалами и канифолью.

Гагат, или черный янтарь, имеет органическое, растительное происхождение; по химическому составу это углерод с различными примесями органического и неорганического происхождения. Твердость 3—4, плотность 1,35 кг/м3. Месторождения: Англия, Франция, Испания, Америка. Применяется для изготовления траурных драгоценностей.

Морская пена (сепиолит) — минерал, родственный тальку, серого цвета или с желтоватым оттенком. По химическому составу это гидратированный силикат магния, твердость 2—2,6, плотность 2000 кг/м3. Месторождения: Малая Азия, Босния, Португалия, Франция и др. Применяется для изготовления курительных принадлежностей и различных украшений.

Слоновая кость — обработанные слоновые клыки, слоистое белое или с легкой желтизной вещество. Это, по существу, помимо белка (так же, как и у кости), фосфат кальция и углекислый кальций. При изготовлении украшений слоновую кость обрабатывают на токарном станке. Заменяется пластическими веществами.

Панцирь черепахи — материал органического происхождения (спинной пестро окрашенный панцирь черепахи), твердое, упругое вещество (плотность 1310 кг/м3), в тепле становится мягким, легко сваривается и гнется. Небольшие куски при горячей штамповке спаиваются в более крупные. Применяется для изготовления туалетных приборов, гребешков и других предметов. Имитируется целлулоидом, галалитом, бакелитом и другими пластическими веществами.

Дублеты — драгоценные камни, сложенные из двух частей. Чтобы получился более крупный и яркий камень, дублеты склеивают канадским бальзамом (например, склеивают два смарагда, которые посередине подкрашивают зеленым анилином). Под отшлифованный в форме линзы благородный опал иногда подкладывают полированную пластинку из черного оникса (выглядит очень эффектно). Встречаются также бриллиантовые дублеты: сверху — алмаз, а снизу — циркон. Это так называемые натуральные дублеты.

Искусственные дублеты (миксли) — это, например, пластинка альмандина или горного хрусталя (верх) с наплавленным цветным стеклом (низ). Дублеты без оправы легко распознать по кромке. Если кромка расположенного против света камня розовая, то это значит, что верхняя часть сделана из альмандина, если же кромка прозрачная, бесцветная, то в данном случае использована пластинка из горного хрусталя. Дублеты делают всех цветовых оттенков. Свое значение дублеты утратили с появлением на рынке упоминавшихся уже синтетических камней.

Имитации — искусственные копии драгоценных камней из самых различных веществ (например, стекло, искусственные смолы и другие материалы). С драгоценными камнями, которые они имитируют, имеют общий цвет и форму огранки. Основным опознавательным знаком стеклянных имитаций является их относительно низкая степень твердости (5); их можно поцарапать простым напильником. Имитации быстро теряют блеск, поскольку их шлифованные грани закругляются, а поцарапанные плоскости уже нельзя исправить. Бриллианты имитируются прозрачным шлифованным стеклом с высоким показателем преломления, под него обычно подкладывают зеркальное вещество, которое увеличивает отражение света от нижних плоскостей. В ювелирном деле имитации бриллиантов называются «симили» или («стразы»). Изготовленные приведенным выше способом цветные имитации закрепляют в шатонах. Стеклянные имитации всегда однопреломляющие, а если они цветные, то никогда не имеют многоцветности.

Жемчуг представляет собой органические отложения, которые образуются благодаря деятельности секреций некоторых видов моллюсков, особенно морских жемчужниц и пресноводных перловиц из рода Маргаритана. Если в раковину проникает инородный предмет (например, песчинка), который раздражает тело моллюска, то он его обертывает тончайшими слоями углекислого кальция с примесями органического белкового вещества, которое называется конхиолин. В соответствии с новым способом разведения жемчуга в мантию живой жемчужницы вводят небольшую сетку (эпитель) мантии жемчужницы. Стало быть, речь идет об определенном способе трансплантации или прививки. Однако подлинность полученного этим способом жемчуга до сих пор проблематична. При падении света на жемчуг окраска тонких слоев в результате преломления световых лучей расстраивается и создается столь известный волнообразный переливчатый блеск и радужная окраска.

По цвету жемчуг делится на белый, голубоватый, желтоватый, розоватый, зеленоватый и черный; по форме — на круглый, овальный, грушевидный и неправильный (барочный). Добывают (вылавливают) жемчуг в Индийском океане (Персидский залив), у берегов Цейлона, Малайского архипелага, Японии, Австралии, Западного побережья Америки (от Калифорнии до Фили). В Чехословакии пресноводные жемчужницы встречаются в южночешских реках (в Отаве, Влтаве, Бланице) и в ручьях. Рост жемчуга продолжается в течение ряда лет. Жемчуг имеет твердость 4, плотность—2800 кг/м3; в кислотах, даже относительно слабых, как, например, в уксусной, растворяется.

Первые опыты по разведению жемчуга проводили в Китае еще в далеком прошлом. При помощи бамбукового волокна или проволоки в речные жемчужницы вкладывали зерна из олова, шарики из глины, дерева или кости и т. д. Искусственным выращиванием жемчуга занимались многие люди в разных концах света. Наибольшего успеха добился в начале этого столетия японец Микимо-то. Он устроил обширные фермы около Аго Ошима и о-ва Риу Киу между Японией и Тайванем, помещая в них ежегодно до 3 млн. жемчужниц с насильственно (оперативно) вложенными инородными телами (перламутром). Возникающий подобным образом жемчуг называется культивированным.

Жемчуг культивированный по внешнему виду ничем не отличается от натурального. Опознавательным признаком служит наличие перламутрового ядра. Природный жемчуг состоит из кристалликов арагонита, расположенных вокруг середины концентрическими слоями в виде чашечки. У культивированного жемчуга арагонито-вые кристаллики перламутрового ядра расположены параллельными слоями. Вид жемчуга определяют путем просвечивания его рентгеновскими лучами; просверленные жемчужины проверяют специальным прибором — эндоскопом.

Испытание компасом основано на магнитном методе. Если природный жемчуг подвесить на очень тонкой кварцевой нитке в электрическом поле и включить ток, то жемчуг будет находиться в состоянии покоя (ввиду его концентрического строения). Культивируемый жемчуг при включении тока начнет вращаться, искать удобное положение, чтобы арагонитовые кристаллики были параллельны со слоями ядра в направлении магнитных кривых. Рекомендуется эксперимент повторить и жемчужину подвесить в другом направлении.

Если при опускании в тяжелую кислоту жемчуг пойдет ко дну, то это значит, что жемчуг культивированный. Если жемчуг быстро всплывет в тяжелой кислоте или будет плавать на поверхности, то это значит, что жемчуг природный.

Сверление жемчуга — это очень кропотливая работа. Прежде всего необходимо найти подходящее место для сверления, чтобы не потерялся впечатляющий эффект жемчуга. Сверлить всегда надо горизонтально направленным сверлом, закрепленным обычно в шпинделе (вал приводится в движение при помощи тяги, которая создается дугой, сделанной из тростника, с натянутой струной). Перпендикулярно поставленное сверло (например, в дрели) опасно давит на жемчуг и может его повредить. Для сверления жемчуга применяют специальные жемчужные сверла, которые облегчают отход жемчужного порошка, возникающего в процессе сверления. Жемчуг сверлят без увлажнения с периодическими остановками для того, чтобы он не перегревался, или же смачивают сверло водой. Однако нельзя смазывать сверло маслом, поскольку масло с жемчужным порошком образуют липкую массу, которая мешает сверлению. Для удержания жемчужины при сверлении пользуются жемчужными алюминиевыми держателями, сделанным в соответствии с размерами жемчуга.

Традиционной оправой для закрепления жемчугав драгоценностях является невидимая спереди чашечка из благородного металла, в центре основания которой припаян штифт с резьбой. Особая осторожность требуется при закреплении жемчуга: делается это при помощи специальной белой жемчужной смолы. Прежде чем появилось крупное производство культивированного жемчуга, японец Микимото в 1890 г. на побережье Аго-Баи основал ферму по разведению культивированного жемчуга и по совету зоолога Митсукири вложил между раковиной и мантией жемчужниц перламутровые тела в виде полушара. Чтобы они не раскрылись, укрепил их цементом и опустил в садках в море. Через пять лет полушария оказались окруженными достаточно толстым слоем перламутра. Этот полужемчуг в обиходе получил название японский жемчуг (рис. 75). Японский жемчуг идет на изготовление перстней, брошей, серег, заколок, пуговиц и т. п. После сверления и опиливания нижней части японский жемчуг закрепляют так же, как и натуральный, с помощью штифта в металлических чашечках.

Японский жемчуг утратил свою стоимость, так как на рынке появились культивированные жемчужины в форме шара (рис. 76).

Искусственный жемчуг — это имитации из стекла, окруженные жемчужной эссенцией, так называемым экстрактом.

← Назад  |  Оглавление  |  Вперед →

 
 
Реклама:


Продвижение сайта ©Оптима
© 2003-2017 Gems.su. Все права защищены.