Ювелирное дело

Влияние тепла и кислот на драгоценные камни

Сопротивляемость драгоценных камней высоким температурам и действию кислот зависит во многом от их химического состава. Для ювелира очень важно знать, какие драгоценные камни смогут выдержать огненную пайку при ремонте драгоценностей, а какие необходимо предохранить от огня или извлечь из оправы. Рекомендуется осторожно, с учетом хрупкости и расщепляемо-сти, вынуть сначала крупные, а затем мелкие камни, особенно в случаях, когда пайка осуществляется в непосредственной близости от камня.

От прямого окислительного влияния тепла драгоценные камни предохраняют слоем боракса или борной кислоты и обертыванием влажной шелковистой бумагой, влажной ватой или асбестовой кашицей. При пайке оправы перстня середину перстня с камнем погружают в мелкий влажный песок, насыпанный в небольшую жестяную миску (можно в сырой картофель) и в кольцо вставляют кусок древесного угля, т. е. подкладывают уголь под место пайки. В каждом случае необходимо следить за тем, чтобы камень нагревался постепенно и равномерно. После отжига предмет предохраняют от холодного воздуха (сквозняка) и только после постепенного полного охлаждения обрабатывают в травильном растворе (от быстрой смены температуры камень может треснуть, особенно если в нем были скрытые трещины и т. д.).

Довольно высокую температуру при пайке выдерживают алмаз (если его достаточно надежно предохраняют), рубин, александрит, шпинель, аквамарин, некоторые разновидности турмалина (темно-зеленые теряют свою окраску) и чешский гранат.

Алмаз не растворяется ни в одной из известных нам кислот, он растворяется только в расплавленном металле или в расплавленной горной породе. В обычном пламени не горит, его можно сжечь только при температуре 800° С в смеси с селитрой или под струей кислорода. Сгорая, алмаз превращается в окись углерода почти без пепла (примерно 0,05%). Образование тумана при постепенном нагревании знаменует начало сгорания (покров удается устранить повторной полировкой). В некоторых камнях после охлаждения появляются прежде скрытые дефекты (изъяны, трещины).

Синий сапфир уже при небольшом повышении температуры бледнеет, при высокой температуре сереет и становится непросвечивающимся. Смарагд, если он имеет изъяны, в огне растрескивается, однако не изменяется. Берилл в огне изменяет желтый цвет на темно-зеленый.

Топаз при нагревании теряет цвет, бразильский топаз изменяет окраску от розовой до красной. Циркон серого или серо-оранжевого цвета в огне становится прозрачным. Изменяет окраску также синий или зеленоватый циркон.

Чешский гранат выдерживает высокие температуры. Иногда в огне краснеет. Индийские (альмандины) и тирольские гранаты в огне растрескиваются.

Горный хрусталь в огне растрескивается. Аметист при повышении температуры изменяет фиолетовую окраску на желтую (до желто-серой), поэтому его иногда принимают за цитрин или испанский топаз модейра. На сильном огне растрескивается. Раухтопаз в процессе нагревания обесцвечивается и становится похожим на цитрин или горный хрусталь. С увеличением температуры раухтопаз растрескивается.

Чувствительны к огню и все остальные разновидности кварца. Яшма, гелиотроп, халцедон, агат, карнеол и оникс при нагревании изменяют цвет и растрескиваются. Подобное влияние огонь оказывает на розовый кварц, авантюрин, оливин (закаляется), кунзит, ляпис-лазурь, мольдавит, адуляр, лабрадорит, амазонит, малахит и др. Тигровый глаз при нагревании на огне изменяет желто-коричневую окраску на желто-красную; не растрескивается, однако становится хрупким. Гематит переносит и более высокие температуры.

Опал теряет в огне цвет и разрушается. Нефрит в огне размягчается и тает. Бирюза в процессе нагревания теряет воду и превращается в черно-коричневое порошковое вещество. Марказит в огне сгорает (пахнет серой).

Жемчуг и перламутр при нагревании портятся и теряют блеск. Каждая работа с жемчугом требует предельной осторожности. Коралл уже при легком нагревании (повышении температуры) теряет цвет и блеск; при дальнейшем повышении температуры дробится. Янтарь плавится и сгорает; обладает ароматным запахом в отличие от бакелитовых имитаций, которые пахнут фенолом. Морская пена в огне теряет воду, становится серой (вплоть до черной). Слоновая кость сгорает. Панцирь черепахи с повышением температуры смягчается, становится более податливым для обработки — легко сгибается, полируется и сваривается.

Синтетические корунды переносят высокие температуры без последствий, поскольку сами были изготовлены в огне. Синтетические шпинели мало чем отличаются от синтетических корундов (требуют постепенного охлаждения). Дублеты в огне распадаются; верх растрескивается, а низ расплавляется. Стеклянные имитации драгоценных камней теряют в огне цвет, закаливаются и плавятся.

От ядовитого действия кислот, щелочей и ванн с цианистым калием, которые кроме повреждений отрицательно влияют на блеск драгоценных камней, камни предохраняют, покрывая их слоем лака (сапонатовым, асфальтовым) или слоем пчелиного воска, которые легко устраняются терпентином, чистым бензином или ацетоном. Чистые (концентрированные) кислоты и сильные гидроокиси (натрия, калия) повреждают буквально все драгоценные камни (кроме алмазов), особенно если жидкости находятся в нагретом состоянии.

Протрава (раствор серной кислоты) не оказывает никакого влияния на алмазы, ископаемые группы корунда, берилла, шпинели, топаза, циркона, турмалина и на некоторые другие кварцы. Камни остальных групп погружают только в необходимых случаях на короткий промежуток времени в тепловатый или холодный раствор протравы.

Гальванические металлизационные ванны содержат сильный яд цианистого калия, который на большинство драгоценных камней не влияет. От воздействия ванн нужно предохранять опал, халцедон, хризопраз, ляпис, бирюзу, малахит (жемчуг следует предварительно извлечь из оправы). Янтарь в ванне окрашивается в коричневый цвет. Большое значение имеет температура ванны. Извлеченные из теплой ванны драгоценности с вставленными в них драгоценными камнями не следует промывать в холодной воде. В горячие ванны нельзя погружать смарагды, бирюзу, аметисты, топазы, кораллы и другие камни, если они имеют какой-либо дефект. Без особого риска можно работать в горячей ванне с алмазами, рубинами, сапфирами, шпинелями, турмалинами (если они без дефектов), а также с гранатами и всеми искусственными камнями.

← Назад  |  Оглавление  |  Вперед →

 
 
Реклама:


Продвижение сайта ©Оптима
© 2003-2017 Gems.su. Все права защищены.