Русское золото

Введение

В составе Государственных музеев Московского Кремля главное место принадлежит древней Оружейной палате. Ее фантастические по художественной и материальной ценности собрания золотой светской и церковной утвари, ювелирных изделий, государственных регалий, тронов, парадного оружия, предметов конского убранства, редчайших тканей неразрывно связаны с многовековой историей нашей Родины.

Драгоценные сосуды, золотые венцы, шитые жемчугом и самоцветами облачения, принадлежавшие великим князьям Юрию Долгорукому, Ивану Калите, Дмитрию Донскому, Ивану III, Ивану IV Грозному и их современникам, являясь уникальными произведениями искусства, ярко и образно напоминают о становлении и развитии Москвы, о превращении небольшого Московского княжества в могущественное Русское государство. Овеянные воинской славой доспехи и оружие, в числе которых сабли руководителей народного ополчения 1612 года Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, трофеи Полтавской битвы, предметы, связанные с Отечественной войной 1812 года, свидетельствуют о трудной борьбе за свободу и независимость русского народа. Основную часть собраний музея составляют произведения искусства, выполненные в художественных мастерских Московского Кремля, которые в XIV—XV веках обслуживали великокняжескую и митрополичью, а с XVI века царскую и патриаршую резиденции.

После основания Петербурга и перенесения на берега Невы царской резиденции деятельность кремлевских мастерских прекратилась. Лучшие ювелиры, златокузнецы были отозваны в новую столицу. Но древние, веками накапливавшиеся в Кремле исторические ценности остались в прежних хранилищах.

В 1718 году Петр I отдал указ о вычинке царских венцов, украшений, других произведений искусства, хранившихся в старинной Казенной Мастерской палате, и о размещении их «явственно за стеклы» в новых, исполненных «самым добрым мастерством» шкафах. Это распоряжение Петра I было продиктовано желанием сберечь кремлевские сокровища и придать их хранению музейный характер.

В XVIII—XIX веках собрания золотых изделий Оружейной палаты пополнялись лишь отдельными произведениями русского искусства.

Коренные изменения в составе собраний русских золотых изделий, равно как и других коллекций Оружейной палаты, произошли после Великой Октябрьской социалистической революции. 5 января 1918 года все находившиеся в Кремле художественные и исторические памятники были объявлены собственностью государства. Редчайшие произведения искусства, прежде скрытые в ризницах кремлевских соборов и монастырей, стали достоянием Оружейной палаты. Позднее в музей были переданы ценности из Троице-Сергиевой лавры. Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Ипатьевского и других монастырей и храмов. Большинство предметов были исполнены кремлевскими мастерами в XVI—XVII веках. Новые поступления неизмеримо увеличили историко-художественную значимость музея, превратили Оружейную палату в сокровищницу искусства мирового значения.

Собрания Оружейной палаты продолжают пополняться в наши дни произведениями искусства, передаваемыми в музей различными государственными учреждениями. Союзом художников СССР, частными лицами.

Коллекция русских золотых изделий в настоящее время включает памятники, исполненные в промежутке от раннего средневековья до начала XX столетия. Она дает уникальную возможность детально проследить почти тысячелетнюю историю развития отечественного златокузнечного искусства. В этом состоит особая научно-познавательная ценность собрания.

Большая его часть представлена на постоянных экспозициях Государственной Оружейной палаты и Музея искусства и быта XVII века, находящегося в Патриаршем дворце на Соборной площади Кремля.

Но значительное число русских золотых изделий хранится и в фондах Музеев Кремля. Здесь их изучают музейные работники, ювелиры, искусствоведы. Отсюда их отправляют вместе с другими экспонатами на художественные выставки у нас в стране и за границу, В последние годы они экспонировались в Югославии, Италии, Мексике, США, Японии и других странах, повсюду рассказывая о высоких достижениях русского искусства и его яркой самобытности.

Настоящий альбом — первая публикация лучших русских художественных золотых изделий из фондов Музеев Кремля.

Вошедшие в альбом древние изделия XIV—XVII веков свидетельствуют о вдохновенной одаренности мастеров золотого дела, об их вкусах, представлениях и мечтах об «украсно украшенной» и счастливой Родине. Произведения XVIII — начала XX столетий позволяют проследить национальное своеобразие стилистических изменений от барокко и рококо до модерна в русском ювелирном искусстве.

В целом публикуемое собрание редких, а подчас и уникальных золотых изделий из фондов Государственных музеев Московского Кремля служит убедительным подтверждением многовековой преемственности, целостности и самостоятельности русского искусства.

← Назад  |  Оглавление  |  Вперед →

 
 
Реклама:


Продвижение сайта ©Оптима
© 2003-2017 Gems.su. Все права защищены.